Ну вот, вобщем-то, и все – последний «Материк» закончен, последние гости уехали по домам, последние рюкзаки разобраны, вещи разложены по полкам до следующего лета. Что там будет, следующим летом, Бог весть. А пока хочется написать о прошедшем. О «Материке 2010»,о славном завершении славной программы, в которую было вложено много всякого – мыслей, пота, оригинальных задумок, энтузиазма, уверенности в том, что мы делаем хорошее и нужное дело.
«Материк 2010», пожалуй, переплюнул все предыдущие по количеству форс-мажорных обстоятельств.Для начала на нас навалилась аномальная, даже по крымским меркам, жара. Хуже всего было в степях. На подъезде к Бахчисараю я вылез из машины – надо было купить овощей у сидящих вдоль трассы бабушек – и почувствовал на своей шкуре, что такое «дыхание пустыни» - горячий, градусов в 50, сильный, непрекращающийся ветер. К счастью, в горных районах было полегче, но ходить под рюкзаком при температуре выше 35 по Цельсию, удовольствие ниже среднего.Обошлось без тепловых и солнечных ударов (за что спасибо инструкторам и докторам, следившим за состоянием групп), но идти было тяжело, уставали больше обычного, внимание рассеивалось, бдительность притуплялась.
В итоге ухитрялись заблудиться буквально «на ровном месте». Например, на первом же переходе, вторая группа пропустила роскошный указатель на Машино и прошла лишних километров десять. «Усталые, но довольные» они пришли на планируемую стоянку, опоздав всего на четыре часа… Впрочем, сколько раз я сам блуждал «в трех соснах», сосчитать трудно. Отчасти это из-за того, что в этом году на маршрутах совсем плохо с маркировкой. ЗА все походные дни нормально маркированные тропы я видел считанное количество раз. В остальное время приходилось полагаться на память, карту, и гуглмэп. Как выяснилось опытным путем, ни на один из этих компонентов нельзя полагаться полностью…
Надо сказать, что поход для нас, это не просто перемещение своей тушки из точки А в точку Б. Помимо этого, мы всегда проводим кучу интересных дел, больших, типа конкурса актерского мастерства, и маленьких – вроде традиционного «крокодила» на привалах. А уж на стоянках разворачиваемся вовсю. Этот год не стал исключением.Инструктажи по технике безопасности, технике туризма, рассказы об истории «Сполоха» начались еще в поезде. По прибытию на место к ним добавились разнообразные сдачи скаутских испытаний и специальностей,традиционная «сказка на ночь» - театрализованное представление, которое готовили инструктора, а потом и патрули, тренинги с элементами веревочного курса, активитеты… В общем, ребятам было чем заняться.
За три дня мы дошли от Бахчисарая до Мангупа, делая остановки в Баштановке и Высоком.На Мангупе планировалось сделать дневку, и рвануть на Ай-Димитрий,к стоянке, на которую мы безуспешно пытаемся попасть с 2008 года. Всякий раз нам что-нибудь мешало пройти последний участок маршрута, и приходилось эвакуироваться попутным транспортом с ближайшего перевала… В этом году, решив не повторять прошлых ошибок, мы договорились с проводником, который взялся нас провести до Ай-Димитрия своими тропами. Увы, и в этот раз не сложилось.
К жаре мы, худо-бедно, приспособились, прокладывать путь в незнакомой местности – тоже. «Перешли на следующий уровень» - удовлетворенно заметил кто-то наверху и… включил следующую напасть, чтобы нам не стало тоскливо. Называлась она скучно – Указ Президента Украины «О безотлагательных мерах по предотвращению пожарной опасности в Украине». Скучное название, однако,быстро наполнилось веселым содержанием. В Крыму были закрыты леса – напрочь и бесповоротно. Масштаб и организация исполнения этого указа производили впечатление. Дороги перекрывались большегрузными ЗИЛами, на Ай-Петри закрыли автомобильное движение, как со стороны Ялты, так и со стороны Бахчисарая, тропы перекапывали экскаваторами. «Никто не хочет гореть, как вы», сказал мне враз посуровевший лесник. Ну а раз никто не хочет гореть – то в леса ни ногой. А тех, кто в лесах к моменту указа находился – взашей. К счастью, дойдя до Мангупа, мы остановились на оборудованной стоянке, которая находилась не в лесной зоне.Но дальше ее нас уже не пустили. И вообще никуда не пустили, даже в сопровождении местных лесников, даже за деньги. Чтобы просто подняться на тот же Мангуп,пришлось выходить с рассветом, чтобы успеть пройти до того, как перекроют дороги.В итоге, простояв на одном месте три дня, мы поняли, что лесов нам в этот сезон, похоже, не видать. И приняли решение эвакуироваться к морю.