...что же представляет из себя человек? дурацкий вопрос, тем не менее, остающийся до сих пор актуальным. Думаю, что не ошибусь, если выскажу предположение, что самое распространенное мнение на сегодняшний день будет звучать так: "Человек - это сумма его поступков". С этим трудно спорить, да я, вобщем-то, и не собираюсь этого делать. Человек - действительно то, что он делает. "Но есть нюанс". Такая формулировка не учитывает, что же думает об этом сам оцениваемый. Что тоже совершенно справедливо, поскольку в чужую голову не залезешь - пока еще. Но вот что я вам скажу. Мне кажется, что в каждом человеке, с рождения, живет склонность к дурному или доброму. Кто-то с удовольствием мучает кошек, кто-то - играет в доктора. Я не знаю, от чего зависит эта склонность, но она есть. Понаблюдайте за детьми, вы сами в этом убедитесь. Определяющей тут является первая, бессознательная реакция. Как, представьте, люди реагируют на опасную, непредсказуемую ситуацию? У кого-то на лице отражается испуг и смятение. В дальнейшем, многие могут справиться с ними, и действовать разумно, решительно, твердо. Но вот эта реакция, этот мгновенный страх, который потом побеждается усилием воли, подскажет нам, что, в глубине души, этот человек - трус. Трус, который научился побеждать свою трусость. Это самый простой, очевидный пример. Эти склонности живут в каждом из нас. И большинство (большинство ли? мне кажется - да), в конце концов, как любят выражаться психологи, "принимают себя такими, какими есть". Что, конечно, справедливо. Если понимать счастье, как искусство жить в ладу с самим собой, со своими понятиями добра и зла, то злодей, творящий свои черные дела "по велению сердца" и святой, исцеляющий прикосновением, и видящий в этом цель и смысл своего существования, цельные и счастливые люди. Это, конечно, крайние деления шкалы, антиподы. Но между этими двумя отметками и находятся полу-злодеи и недо-святые, люди, которые смогли развить в себе свои склонности, избавиться от недостатков, или, хотя бы, примириться с ними и жить, не мучаясь угрызениями совести. Пусть вас не обманывает мой ёрнический тон, на самом деле я им завидую. Цельность. Вот слово, которое многое объясняет. Цельный человек, понимающий, что в жизни он находится на своем месте. А как быть, если природная склонность толкает к одному, а разум тянет - совершенно к другому? Вопрос не такой уж и праздный. Если вам незнакомо это чувство разделенности, раздвоенности, то я завидую вам. Впрочем, я это уже говорил.
Итак, помимо более-менее цельных людей, существуют и другие - разделенные. Плохой человек, испытывая склонность к злодейству, делает доброе дело. Хороший человек нет-нет, да и отчебучит что-то такое, от чего окружающие разводят руками - "да как же! никто и не ожидал от него ничего подобного!" При этом, и тот и другой ощущают, душевный дискомфорт. "Нет, ребята, все не так, все не так, ребята", как хрипел когда-то один из таких вот, "раздвоенных", раздираемый противоречивыми чувствами и желаниями.
Участь таких людей, обычно, незавидна. Всю жизнь они борются с собой, и, как правило, проигрывают в этой борьбе. Даже если удается загнать свое "второе я" в самый дальний угол сознания, уничтожить его все равно не удастся. Оно будет напоминать о себе, отравляя жизнь, заставлять совершать неожиданные и немыслимые - по подлости или по доброте - поступки, будет ждать своего часа...
Я. Стоянов. "Наспех"
yoshi-stan
| среда, 09 декабря 2009
Ad