Пока хостер активировал площадку, на которую я обычно сбрасываю картинки и фотографии, и не давал мне завалить вас фотками голых баб прекрасных рассветов я заканчивал эпопею с разбором поста [info]fritzmorgen, а то чего-то удовольствие растянулось. В принципе, осталось не так много, хотя список претензий у Фрица достаточно велик. Это и то, что школа не дает знаний (в смысле, законы Ньютона ему не пригодились, и проч) - нужных и полезных знаний. Школа не учит мыслить системно (тут хорошо бы определить, что именно понимается под системным мышлением). Школа не готовит к поступлению в институт (вобще-то и не должна - специально) и многое другое, кому интересно - читайте пост, там подробнее. Большинство претензий, кстати, справедливы - учат плохо, знания обрывочны, коллективы ублюдочны... Штука в том, что для исправления подобных "косяков" совершенно не нужно изобретать "Шведскую парту" или еще какую-нибудь революционную  технологию образования. Достаточно вкачать средства в существующую школьную систему и заставить ее, наконец, работать хотя бы с 50% КПД.

Поясню. Во-первых, школьное образование нельзя рассматривать в отрыве от дошкольных детских учреждений и от высшего образования - это все звенья одной цепи, про то, зачем она нужна я писал в предыдущих частях, поэтому не буду повторяться. Поэтому изъять "среднее звено", реформировать его, заменить на нечто, противоположное по смыслу и духу, не получится. Собственно, во многом недостатки нынешнего образования, как раз являются следствиями подобных вот экспериментов. В большинство ВУЗов СССР можно было поступить, просто добросовестно учась в обычной средней школе. И это не превращалось в такой дорогостоящий аттракцион, не требовало репетиторов.

Во-вторых, слабость обсуждаемого текста в том, что Фриц не может обозначить ни одной проблемы, которую нельзя было бы решить в рамках традиционной школы. Умение мыслить системно, актуальность изучаемых предметов, утраченные ранее педагогические и социальные функции, все это, при некоторых усилиях, вполне реализуемо. Зачем, спрашивается, тогда городить огород? Да, нужны деньги. Да, нужны люди. А где они не нужны?

В-третьих, обсуждая школу, необходимо сравнивать ее не с недостижимым (и, зачастую, противоречивым идеалом), а с реальной альтернативой, если такая действительно есть. Обществу сейчас необходима массовая (то есть доступная всем, вне зависимости от социального слоя и уровня доходов), средняя (ориентированая на средний уровень подготовки ученика, обеспечивающая средний же уровень выпускника) стандартная (поддерживающая единый уровень образования в любом уголке нашей необъятной родины) школа. Можно, конечно, желать, чтобы из ворот храма знаний выходили высокие и стройные ясноглазые эльфы, прекрасные душою и телом, разговаривающие на пяти языках и изъясняющиеся слогом Гомера, но я бы предпочел обсуждать насущное,  а не отвлеченное. Нынешняя школа уже есть, в нее вложены силы и средства и я не вижу, чем ее можно заменить. Уж точно не "щведской партой", ориентированной на достаточно узкий круг детей.

Пару слов о домашнем обучении, как альтернативе школьному. Вы знаете, я не считаю себя настолько талантливым преподавателем, чтобы гарантировать моим детям качественное обучение на дому. Поэтому, предпочитаю тщательно подходить к выбору школы, в которой им учиться, считая обучение там неким базовым уровнем. Все остальное - языки, музыкальное образование, углубленное изучение тех или иных предметов, спорт - все это сейчас доступно. Кружки, репетиторы, олимпиады, секции - все это уже есть, было бы желание пользоваться. При таком разнообразии, домашнее образование я считаю избыточным и ненужным - для обычных детей, коих большинство. Формировать же тепличную окружающую среду вокруг детей, на мой взгляд, попросту вредно.

Кстати, вот мнение человека, не так давно окончившего школу. Прочтите, по-моему, интересно, хоть местами и эмоционально.

Да, и еще процитирую самого себя, должны же быть маленькие радости:

Что меня сильно бесит - так это вылазящий там и сям убойный аргумент, "ну вот мне после школы высшая математика ни разу не пригодилась" (вместо "высшей математики" можно подставить любой другой предмет, впрочем), и более наукообразное "школа в первую очередь должна социализировать ребенка". Ничего более отвратительного, применительно к школьному образованию, я не знаю.

Продолжаю придерживаться того же мнения. Избыточность получаемых в школе знаний - несомненное благо, доставшееся нам в наследство от советского образования. Другое дело, что избыточность тоже должна актуализироваться, иначе она теряет смысл. Но это тема для отдельного разговора.

Засим заканчиваю, а то комментов неотвеченных дофига (спасибо комментирующим, там масса интересных мыслей и тем для дальнейшего разговора) и майские праздники на носу. Всем хороших выходных!

Отдельное спасибо fritzmorgenФрицу за предоставленный прекрасный информоповод :)



@темы: Жизнь