Рассказ о выходных был бы неполным, без упоминания об одном волшебном обстоятельстве. Вечером в субботу, прямо из лесу выйдя, я угодил на концерт Земфиры в "Стрелке". Что называется, "с корабля на бал". За день до того, узнав про выступления Земфиры в "Крокусе", привычно покусал локти. Билеты по нормальным ценам, предусмотрительные фанаты раскупили месяца за два. А платить восемь тысяч категорически не моглось. "Не судьба", - привычно подумал Штирлиц. Два года назад не попал, и сейчас не попаду... А вот поди ж ты. Оказывается, Земфира выступит еще раз; оказывается, это будет закрытый концерт на небольшой площадке, вход только по приглашениям; оказывается, приглашения есть! Саня, огромное тебе спасибо еще раз, и еще много-много раз
Зал был небольшим, звук - плотным, Земфира... Земфира была собой. Для меня существует такое деление артистов. Одни, в какой-то момент, "отпускают вожжи", и отдаются на волю бьющей из них энергии. Это сродни шаманству, камланию, когда поешь не ты, а поют через тебя. Таков, на мой взгляд, Бабкин. Таков Федор Чистяков. Земфира - не такая. Слушая ее, понимаешь, что она точно знает, что и как спеть в данный момент времени. Полный контроль и сосредоточенность, с одной стороны. С другой стороны - жесточайший накал эмоций, злость, обреченность. Временами накатывало ощущение, что певица собирается умереть прямо тут, на концерте, и поэтому хочет успеть сказать, пропеть, выкрикнуть... "Я так боюсь не успеть хотя бы что-то успеть" - очень точно характеризующие то, что я увидел, слова.
Вот такая она там была. И музыка была соответствующая. Мрачный, жесткий электронный саунд. Кульминацией этой части концерта стала, на мой взгляд, "Земфира", с самого первого ее альбома. Помните - "Не бери себе в голову, Земфира, не бери"... - усталая, уговаривающая песня-аутотренинг, почти колыбельная. Вот что из нее получилось на концерте. Обреченно-злая, безнадежная и прекрасная песня. Такую поют перед тем, как уйти, хлопнув дверью.
А потом ее настроение поменялось
я как-то пропустил этот момент, рраз - и, оказывается, Земфира поет нежную "Не пошлое". И понимаешь, что она может быть еще и такой. И проговаривать нежные "мои тебе откровения" для нее так же естественно, как и яростно плеваться словами в зал десятью минутами ранее. Вобще говоря, многие ее вещи исполнялись в нарочито минималистичной манере, и от этого песня раскрывалась по-новому, как, например, произошло с ПММЛ, которая была исполнена под фортепиано и гитару.
А закончилось все любимой мною "Бесконечностью", песней-вопросом, песней-молитвой. Фортепиано и голос, поющий зал и патриарший мост, на котором сгрудились те, кому не довелось попасть на концерт. Я уже медленно двигался по берсеневской набережной, протискиваясь между плотно припаркованными авто, а в воздухе гремело: "и я застыну... выпрямлю спину... выберу мину... и - добрый вечер!" Пора было выбирать мину, и возвращаться в темный лес
Те, кто побывал на обоих московских концертах, говорят что в выступление в "Стрелке" было гораздо удачнее "крокусовского". Поверю на слово. Значит, мне повезло вдвойне
Саня, огромное спасибо за приглашения.
Таня, огромное спасибо за то, что убедила идти на концерт. Я дурак был, что отказывался.
P.S. Первое и третье фото авторства rina_mercury, второе - Валентины Брацюн. Спасибо им, фотографии замечательные.